Админ | Дата: Воскресенье, 19.Января.2014, 00:13 | Сообщение # 1 |
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 170
Статус: Offline
| 35 лет назад, в январе 1979 года, в Антарктиде впервые за всю историю освоения Белого материка разбился советский самолет. После долгого расследования причину катастрофы засекретили, а о трагическом происшествии постарались поскорее забыть.
Только парой фраз сообщили в программе «Время»: в районе советской антарктической станции «Молодежная» разбился экипаж Владимира ЗАВАРЗИНА. Из пяти человек экипажа в живых остался один - штурман Александр КОСТИКОВ.
Александр Александрович Костиков сам позвонил в редакцию Экспресс-газеты и предложил встретиться - решил поделиться всем, что наболело за прошедшие годы. Попросил называть себя просто - Сан Санычем. Большой 59-летний человек, с тяжелой походкой и следами шрамов на лице. Тогда, в январе 1979-го, никто из подоспевших к рухнувшему с 30-метровой высоты ИЛ-14 людей не мог поверить, что внутри кто-то уцелел.
- В Антарктиду мы прибыли 18 декабря. В Южном полушарии стояло полярное лето: минус 35 и сшибающий с ног ветер - чтобы не снесло, передвигались, держась за веревки, натянутые между строениями. 22-го наш самолет совершил облет и вывел из ледового плена судно «Фудзима», которое везло груз на японскую станцию, - в Антарктиде принято друг другу помогать. Знали бы мы, что очень скоро помощь понадобится нам!
…Махнуть на полгода в Антарктиду 24-летнему Сашке Костикову предложил командир экипажа, с которым он штурманом летал в Сибири. Выпускник Московского топографического политехникума уже успел поработать в серьезных точках. На Новой Земле участвовал в ядерных испытаниях, вел геофизическую разведку на Шпицбергене, в Средней Азии, на БАМе. Но услышав слова командира, Сашка засомневался - жена Наташа ждала ребенка. А потом махнул рукой: «Еду!» - хотелось испытать себя в экстремальных условиях, а заодно подзаработать.
Новый год встретили дружной компанией. Сходили в баню, сели за стол. Когда через два дня произошла катастрофа, члены комиссии все допытывались, а не был ли экипаж пьян. Но какой там пьян - в праздник полярникам полагалась бутылка водки на пятерых, а с нее не напьешься. В качестве культурной программы крутили фильм «А зори здесь тихие» - мужики, оторванные от дома, 15 раз пересматривали сцену, где девчата моются в бане.
Отоспавшись, экипаж стал собираться на задание. Предстоял 10-часовой перелет, баки были залиты под завязку. Небо в тот день хмурилось, но погода была вполне штатной. Все, кто в это время оказался рядом с аэродромом, отметили: самолет долго и тяжело разгонялся - взлетно-посадочная полоса шла в горку. Наконец оторвался, а когда поднялся на высоту 30 метров, от земли по его курсу вырос огромный снежно-вихревой столб. Восходящий поток воздуха был настолько сильным, что самолет мгновенно встал ребром на крыло и рухнул.
Командир Володя Заварзин погиб мгновенно - он ударился головой о «рог» штурвала. Бортмеханик Виктор Шальнов упал на центральный пульт управления и скончался в вездеходе по дороге к станции. Второго пилота Юру Козлова бросило на колонку штурвала, он умер через несколько часов после катастрофы. Бортрадиста Гарифа Узикаева доставили в санчасть в критическом состоянии. Ему смяло пол-лица, свалившаяся на него радиостанция проломила грудную клетку. Штурмана Костикова вытащили из искореженного салона последним - крайним, как говорят летчики. Голова залита кровью, перебитые ноги. Все думали, тоже не жилец.
Вербовка в Новой Зеландии
О трагическом происшествии на «Молодежной» доложили в Москву. Тут же на экстренном заседании Политбюро было принято решение везти раненых - Костикова и Узикаева - в Новую Зеландию. Самолет для транспортировки предоставили американцы: «Геркулес» С-130 был оборудован полозьями для взлета с заснеженного аэродрома и колесами для посадки в субтропиках. Через десять часов самолет приземлился на аэродроме недалеко от госпиталя города Данедина.
- Открываю глаза - передо мной сидит очень полная, темнокожая женщина, - вспоминает Сан Саныч. - Я испугался и произнес: «Я что, в Африке?»
Уход за советскими полярниками был великолепный - содержание пострадавших в госпитале обходилось в $100 в день. Но Узикаева спасти не удалось, Костикову же предстояло провести там почти два месяца и выдержать пять операций. Челюсть собирали по кусочкам, кости глазницы восстанавливали, точно пазл. В бедро одной ноги вставили штифт, другую загипсовали.
...рухнул через несколько минут после взлёта
- Что произошло на «Молодежной», я помнил смутно, - говорит Костиков. Людям, которые приходили к нему в госпиталь, он даже не знал, что рассказывать. А на предложения остаться в Новой Зеландии отвечал отказом. Ведь дома его ждала беременная жена.
Перед отъездом персонал госпиталя накупил ему в подарок детских вещей, а 22 февраля 1979 года он вернулся в Москву. Дома же оказалось, что о трагедии в Антарктиде вспоминать не стоит. К Костикову пару раз приезжали члены комиссии по расследованию, выясняли обстоятельства гибели экипажа. Но помощь не предлагали. Ему намекали: лучше бы он навсегда остался с товарищами в Антарктиде. Недалеко от места их гибели полярники установили обелиск из белого мрамора, а на Донском кладбище в Москве, где захоронили капсулы с грунтом с места трагедии, появилась стела в память об отважных покорителях Южного полюса.
Лётчиков похоронили недалеко от места катастрофы
Засекреченное расследование
Комиссия по расследованию установила: экипаж Заварзина поступил грамотно. Но что же произошло 2 января 1979 года? Специалисты выдвинули версию: самолет подхватил внезапно поменявший силу, скорость и направление ветер, что бывает в местных широтах, но доподлинно ничего неизвестно. Дело засекретили, а с Костикова взяли подписку о неразглашении. Он тогда и не понял, что может разгласить.
Только в конце 90-х, встретившись с бывшими в те дни на «Молодежной» ребятами, услышал аббревиатуру НЛО и рассказ о том, что его самолет столкнулся с взлетающей «тарелкой». К тому моменту, кстати, у полярников уже появился международный термин, обозначающий подобные происшествия: экипаж «поймала» Антарктида. Таинственная сила, с которой довелось столкнуться членам многих экспедиций, - разрушительная и необъяснимая.
Тайная война с пришельцами
Джулиан Ассанж пообещал предать огласки документы о столкновениях между американскими вооруженными силами и пришельцами в Антарктиде. По словам основателя Wikileaks, один из инцидентов произошел 10 июня 2004 года. Командование военно-космических сил объявило сигнал тревоги в связи с появлением флотилии НЛО, поднявшихся в воздух со дна южных морей в Антарктиде. Десятки неизвестных объектов направлялись к Мексике.
США подняли в небо истребители и активизировали все системы ПВО. После этого «тарелки» погрузились на дно океана. Эксперты говорят, что непосредственную угрозу НЛО создают, когда возникают из-под воды, в результате чего образуются волны, способные помешать океанскому трафику и затопить грузовые и другие суда. Именно этим специалисты и объясняют ряд последних кораблекрушений.
Пропавшая экспедиция
Самым таинственным эпизодом в исследовании Антарктиды считается крах в 1947 году научной экспедиции ВМС США под командованием контр-адмирала Ричарда БЭРДА. Этот знаменитый полярный исследователь в 1929 году первым пролетел над Южным полюсом и вернулся с удивительным рассказом, почти повторяющим «Плутонию» Обручева. Самолет Бэрда на пути к полюсу якобы проник через «дыру» во внутреннюю часть планеты, где его встретили и вывели обратно некие летающие машины.
Его публично осмеяли, но в 1946 году назначили начальником весьма странной, но самой крупномасштабной за всю историю освоения экспедиции в Антарктиду. Бэрду, которого курировал лично министр обороны Джеймс Форрестол, были переданы колоссальные военно-морские силы. Армада включала авианосцы, крейсеры, корабли поддержки, танкеры, подводные лодки.
Все шло по плану, были сделаны десятки тысяч аэрофотоснимков. Но вдруг через два месяца, в феврале 1947 года, экспедиция, рассчитанная на полгода, спешно покидает берега Антарктиды. По возвращении Берд предстает перед членами чрезвычайной следственной комиссии конгресса. Он докладывает о нападении «летающих тарелок», которые «...выныривали из-под воды и, двигаясь с огромной скоростью, нанесли экспедиции значительный урон». Часть армады из той «научной экспедиции» действительно не вернулась, корабли просто тихо исчезли из регистра ВМС.
Работу следственной комиссии после первого заседания засекретили. Министра Форрестола и адмирала Бэрда с диагнозом «депрессия» поместили в тщательно охраняемую психиатрическую клинику. Через год министр «выпал» из окна палаты, а Бэрда выписали. Вскоре он скончался во сне от сердечного приступа у себя дома. Оригинал
|
|
| |